Чайковский. Кантата «Москва»
Прокофьев. Кантата «Александр Невский»
-
Продолжительность
2 отделения по 40 минут -
Программа
Чайковский
Кантата «Москва» для солистов, хора и симфонического оркестраПрокофьев
Кантата «Александр Невский» для меццо-сопрано, хора и оркестраВ программе возможны изменения
из кинофильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский»
Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова
Художественный руководитель – Геннадий Дмитряк
Российский государственный симфонический оркестр кинематографии
Художественный руководитель и главный дирижёр – Сергей Скрипка
Полина Шамаева, меццо-сопрано
Александр Суханов, баритон
Дирижёр – Сергей Скрипка
В День России в Зале Зарядье прозвучат кантаты «Москва» Чайковского и «Александр Невский» Прокофьева.
Оба гениальных сочинения связаны историко-патриотической темой, но различны обстоятельства их создания и исторический контекст.
Кантату «Москва» Пётр Ильич сочинил по заказу коронационной комиссии для торжественной коронации императора Александра III. Незадолго до этой работы композитор «с величайшим отвращением» (по его собственным словам) написал марш для коронационного праздника по заказу московских властей, и очередной заказ он воспринял как «новую обузу». «К счастью, текст Майкова, очень поэтично написанный, облегчил задачу», – сообщал в письме композитор. За 16 дней, словно стараясь побыстрее отделаться от скучной работы, Чайковский написал кантату, но в итоге остался ею даже доволен.
Кантата «Москва» впервые прозвучала 15 мая 1883 года в Грановитой палате московского Кремля. Вместо ожидаемого гонорара за работу композитор получил подарок – перстень с бриллиантами, который он тут же заложил в Кредитном обществе, но деньги и квитанцию потерял, оставшись в итоге ни с чем.
«Заказная» кантата «Москва», наряду с увертюрой «1812 год», тем не менее, вошла в число любимейших произведений Чайковского в России. В особенности № 5 – знаменитое меццо-сопрановое ариозо «Мне ли, Господи, мне ль по силам ли», которое в советские времена также часто звучало со сцены, но со словами «Мне ли долг велит стяг борьбы поднять».
Кантата «Александр Невский» Прокофьева возникла на основе музыки к одноимённому фильму Сергея Эйзенштейна.
В мае 1938 года, вернувшись из поездки в США (где он впервые посетил Голливуд), Сергей Сергеевич получил предложение от Сергея Михайловича Эйзенштейна написать музыку к новому фильму «Александр Невский». «Мосфильм» немедленно прислал композитору договор с солидным гонораром – 25 тысяч рублей (5 тысяч долларов США по тогдашнему курсу).
Прокофьев работал с большим воодушевлением – мир кино открывал перед ним широчайшее поле для экспериментов. «Увлекательность темы, богатство образов, высокое мастерство Эйзенштейна и нерушимость творческого содружества всего съемочного коллектива, – вспоминал Сергей Сергеевич, – дали хорошую зарядку моему воображению».
Фильм вышел в прокат 1 декабря 1938 года и имел колоссальный успех. В образах псов-рыцарей советские зрители угадывали современных им «тевтонских рыцарей», зверский лик фашизма, угрожавшего человечеству.
После выхода картины Прокофьев решил создать кантату на основе созданной им музыки. Правда, работа эта оказалась куда как труднее. «Иногда легче написать совершенно новую пьесу, чем придумывать спайки», – объяснял композитор.
Премьера кантаты «Александр Невский» прошла 7 мая 1939 года в Большом зале Московской консерватории. Дирижировал сам Прокофьев.
-
Продолжительность
2 отделения по 40 минут -
Программа
Чайковский
Кантата «Москва» для солистов, хора и симфонического оркестраПрокофьев
Кантата «Александр Невский» для меццо-сопрано, хора и оркестраВ программе возможны изменения