Top.Mail.Ru
6 июня 2023
  • 19:00
  • Вторник
  • Большой зал

К юбилею Арама Хачатуряна
БСО имени П. И. Чайковского
Дирижёр – Владимир Федосеев

  • Продолжительность

    1 отделение 40 минут, 2 отделение 35 минут
  • Программа

    I отделение

    Хачатурян
    Концерт для скрипки с оркестром ре минор
    Allegro con fermezza
    Andante sostenuto
    Allegro vivace

    II отделение

    Хачатурян
    Концерт-рапсодия для виолончели с оркестром ре минор

    «Танец с саблями» из музыки балета «Гаянэ»

    Адажио из музыки балета «Спартак»

    Вальс из музыки к драме М. Лермонтова «Маскарад»

    В программе возможны изменения

Гайк Казазян, скрипка | Борис Андрианов, виолончель

Сегодня, 6 июня, исполняется 120 лет со дня рождения выдающегося советского композитора Арама Ильича Хачатуряна.

Музыка Хачатуряна – первого композитора Востока, ставшего классиком XX века, – словно озарена солнечным светом. Она захватывает мощью темперамента, мелодической щедростью и богатством гармоний, она проникнута бесконечной любовью к родной земле и её народу.

Сочинения Арама Хачатуряна во все времена исполняли лучшие музыканты нашей страны – солисты и оркестры.

В их числе – Большой симфонический оркестр им. П. И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева.

«Я играю Хачатуряна давно. Мы с БСО исполняли его музыку во всех странах мира, и везде она производила колоссальный эффект, – рассказывал в интервью Владимир Иванович Федосеев. –  Особенно я люблю Вальс из музыки к драме М. Лермонтова «Бал-маскарад», который иногда нам приходится играть на бис по несколько раз, так неистовствует публика в ответ на исполнение этой пьесы. Эта музыка необычайно свежа и современна».

Сегодня вы услышите Концерт для скрипки с оркестром ре минор Хачатуряна, впервые (и с огромным успехом) прозвучавший в сентябре 1940 года в исполнении Давида Ойстраха. Во Втором отделении прозвучит Концерт-рапсодия для виолончели с оркестром, написанный в 1963 году, а также музыка из балетов «Спартак», «Гаянэ», Вальс из музыки к драме М. Лермонтова «Маскарад».


  • БСО имени П. И. Чайковского

    Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского (первоначально Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения) основан в 1930 году как первый оркестр Советского Союза. «Игра БСО, относящегося к числу самых лучших оркестров, отличается совершенно неповторимым звучанием, своеобразным «певучим» колоритом», – говорил о коллективе композитор Георгий Свиридов.

    Оркестру доверяли первое исполнение своих сочинений композиторы Николай Мясковский, Сергей Прокофьев, Арам Хачатурян, Дмитрий Шостакович, Георгий Свиридов, Борис Чайковский.

    БСО в разные годы возглавляли Александр Орлов, Николай Голованов, Александр Гаук, Геннадий Рождественский, с коллективом выступали дирижёры Леопольд Стоковский, Герман Абендрот, Лорин Маазель, Курт Мазур, Евгений Мравинский, Карло Цекки. С 1974 года художественным руководителем оркестра является Владимир Федосеев, сформировавший особенный, узнаваемый почерк, который принес БСО международную славу. В числе блистательных музыкантов с мировым именем, сотрудничавших с оркестром, – Святослав Рихтер, Давид Ойстрах, Антонина Нежданова, Сергей Лемешев, Ирина Архипова, Лучано Паваротти, Виктор Третьяков, Юрий Башмет, Елизавета Леонская, Александр Князев, Евгений Кисин, Максим Венгеров, Вадим Репин и многие другие. БСО с успехом выступает в крупнейших залах мира и одновременно ведёт активную просветительскую деятельность, организуя вечера музыки в музеях и вузах. Записи БСО, многие из которых стали историческими, выпущены фирмами Sony, Pony Саnуоn, JVC, Philips, Relief, Warner Classics; Jazz, «Мелодия». В 1993 году в 100-летнюю годовщину со дня смерти Чайковского Большому симфоническому оркестру было присвоено имя великого композитора – за заслуги в области развития музыкальной культуры, выдающиеся интерпретации творческого наследия Чайковского в нашей стране и во всем мире (за рубежом оркестр известен под названием Tchaikovsky Symphony Orchestra). 

  • Владимир Федосеев

    Владимир Федосеев – один из самых востребованных и любимых публикой дирижёров современности. «Успех пришёл к Владимиру Федосееву естественно, как к человеку выдающегося дарования, много сделавшему для большой музыки и имеющему настоящую творческую жизнь», – писал о дирижёре композитор Борис Чайковский. А Тихон Хренников отмечал: «Дирижёрское дарование – совершенно особый род музыкального таланта. Как у певца, у дирижёра должен быть свой «дирижерский голос». Федосеев – счастливый обладатель такого голоса. Воля руководителя, темперамент артиста, пластика жестов – во всём слышится этот ясно звучащий дирижёрский голос».

    Родился 5 августа 1932 года в Ленинграде. Музыкальное образование получил в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки имени Гнесиных) и в аспирантуре Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора Лео Гинзбурга). Карьеру симфонического дирижёра начал в оркестре Ленинградской филармонии по приглашению Е. А. Мравинского. В Ленинграде состоялся и дирижёрский дебют Владимира Федосеева в Государственном академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова (Мариинском театре), где им была поставлена опера «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова.

    В восьмидесятые и девяностые годы в парижском зале «Плейель» под управлением Владимира Федосеева были представлены в концертном исполнении оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Снегурочка» Римского-Корсакова и «Алеко» Рахманинова. В исполнении Международного фестивального хора и выдающихся солистов Кэрол Ванесс, Флоренс Квивар, Лучано Паваротти, Роберто Скандуцци в Осло, Стокгольме и Мюнхене прозвучал «Реквием» Дж. Верди. Кроме того, в это время дирижёром были осуществлены постановки опер и балетов в крупнейших театрах Европы: Ла Скала («Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, 1988; «Пиковая дама» и «Спящая красавица» П. И. Чайковского, 1989), Венской опере («Кармен» Ж. Бизе, 1993; «Борис Годунов» М. Мусоргского, 1994; «Волшебный мандарин» Б. Бартока, 1995), цюрихском Opernhaus («Жизнь за царя» М. Глинки, 1996; «Демон» А. Рубинштейна, 1999; «Аттила» Дж. Верди, 1998). Сотрудничество с крупнейшими театрами продолжается и в настоящее время: в 2015-2016 годах Владимир Федосеев дирижировал в Ла Скала в новых постановках балетов «Щелкунчик» (хореограф Начо Дуато) и «Спящая красавица» П. И. Чайковского (хореограф Алексей Ратманский). А в январе 2017 года дирижировал в премьерных показах оперы «Турандот» Дж. Пуччини в «Геликон-опере», после чего был приглашён в театр на должность музыкального руководителя.

    Имя дирижёра связано со многими оркестрами мира. Владимир Федосеев – первый приглашённый дирижёр оркестра Токийской филармонии (с 2000 г.); приглашённый дирижёр оркестра Баварского радио (Мюнхен), Национального филармонического оркестра французского радио (Париж), Симфонического оркестра финского радио, Берлинского симфонического, Дрезденского филармонического, оркестров Штутгарта и Эссена, Кливленда и Питтсбурга. С 1997 по 2004 год Владимир Федосеев являлся главным дирижёром Венского симфонического оркестра, и это десятилетие вошло в историю коллектива триумфальными гастролями по странам центральной Европы, азиатскими турне по Японии, Китаю и Филиппинам; циклом «Все симфонические произведения Бетховена», завершившимся 1 января 2000 года исполнением «Торжественной мессы» Бетховена.

    При всём многообразии творческой деятельности центральное место в жизни Владимира Федосеева, безусловно, занимает Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, художественным руководителем и главным дирижёром которого он является уже более четырех десятилетий. За эти годы Владимир Федосеев сформировал особенный, узнаваемый почерк, принесший БСО международную известность, организовал с оркестром множество премьер сочинений современных композиторов, постоянно развивая творческие контакты с русскими и западными авторами: в начале карьеры – с Д. Шостаковичем и Г. Свиридовым, позже – с Ф. Роузом (США), Кш. Пендерецким (Польша), Р. Сёдерлиндом (Норвегия), В. Рубиным и Р. Леденёвым (Россия). Первыми крупными работами дирижёра с БСО стали концертные постановки, а также записи в фонд радио и на пластинки опер «Сельская честь» П. Масканьи, «Черевички» П. И. Чайковского, «Снегурочка» и «Майская ночь» Н. Римского-Корсакова. Многие записи Владимира Федосеева, в числе которых все симфонии Л. Бетховена, симфонии П. Чайковского, Г. Малера и С. Танеева, становились бестселлерами. Пластинка с записью оперы «Майская ночь» получила приз «Золотой Орфей» французской академии грамзаписи «Шан дю Монд» и была признана лучшей оперной записью 1976 года. В дискографии дирижёра также представлены все симфонии И. Брамса, выпущенные фирмой Warner Classics & Jazz, симфонии Д. Шостаковича, изданные в Японии компанией Pony Сanyon.

    Владимир Федосеев – Народный артист СССР, обладатель множества премий и наград, среди которых Серебряный приз телерадиокомпании «Асахи» в Японии (за программы, включающие сочинения П. И. Чайковского и Д. Шостаковича), орден «За заслуги перед Отечеством» (полный кавалер), орден Святого Владимира, орден преподобного Сергия Радонежского I степени, Серебряный крест Австрийской республики и орден Почётного Креста I степени за заслуги в культуре Австрии, золотая медаль Международного общества Густава Малера. В марте 2013 года дирижёр получил в Праге Европейскую премию «Треббия» за творческую деятельность. В октябре 2013 года в Кремле президент Российской Федерации В. В. Путин наградил В. И. Федосеева орденом Почета. В 2016 году дирижёр стал обладателем почётного звания «Заслуженный деятель музыкальных искусств» и лауреатом премии Союзного государства в области литературы и искусства. В 2017 году Мэр Москвы Сергей Собянин наградил маэстро Знаком отличия «За заслуги перед Москвой» за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и музыкального искусства. В январе 2018 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил В. И. Федосееву орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени. В октябре 2018 года Владимир Федосеев был удостоен звания почётного профессора Санкт-Петербургской консерватории. В марте 2019 года стал лауреатом Российской национальной театральной премии «Золотая маска». В декабре 2021 года ректор Московской консерватории Александр Соколов вручил Владимиру Федосееву мантию и диплом почётного профессора Московской консерватории. В 2022 году маэстро стал кавалером ордена Славы и чести I степени, ордена «За заслуги в культуре и искусстве» и обладателем Золотой медали Российской академии художеств.

  • Гайк Казазян

    Родился в 1982 году в Ереване. В 1989-м поступил в Ереванскую музыкальную школу им. Саят-Новы, в класс Левона Зоряна. В 1996 году переехал в Москву. Учился у Эдуарда Грача в Московской средней специальной музыкальной школе им. Гнесиных (1996–2000) и Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (2000–2006), а также у Ильи Рашковского в Королевском колледже музыки в Лондоне (2006–2008).

    Лауреат Международного конкурса скрипачей им. Генрика Венявского (Познань, 2001; III премия и специальный приз), Международного конкурса им. П. И. Чайковского (Москва, 2002; IV премия и три специальных приза), Международного конкурса им. Маргерит Лонг и Жака Тибо (Париж, 2005; III премия и приз зрительских симпатий). В 2004 году получил золотую медаль и приз зрительских симпатий на Международном конкурсе скрипачей им. Тибора Варги в Сьоне (Швейцария), а в 2007-м – золотую медаль и приз зрительских симпатий на Международном конкурсе скрипачей им. Юна Исана в Тхонъёне (Южная Корея). В 2011 году стал победителем Международного конкурса скрипачей им. Джордже Энеску в Бухаресте, в 2015-м завоевал III премию и бронзовую медаль на Международном конкурсе им. П. И. Чайковского (Москва – Санкт-Петербург).

    Выступал на многих известных площадках, включая Карнеги-холл в Нью-Йорке, Берлинскую филармонию, Виктория-холл в Женеве, Барбикан-холл и Уигмор-холл в Лондоне, театр Шатле и зал Гаво в Париже, Ашер-холл в Эдинбурге, Королевский концертный зал Глазго, Малый и Рахманиновский залы Московской консерватории, Концертный зал им. П. И. Чайковского, Московский международный дом музыки, Государственный Кремлевский дворец и Большой зал Санкт-Петербургской филармонии. Участвовал в Международном музыкальном фестивале в Сьоне и Музыкальном фестивале Вербье, фестивалях «Звезды на Байкале», «Крещендо», «Площадь Искусств» и «Кремль музыкальный».

    Выступал с Королевским шотландским национальным оркестром, Симфоническим оркестром Мариинского театра, Российским национальным оркестром, Пражским филармоническим оркестром, Ирландским национальным оркестром, Государственным академическим симфоническим оркестром им. Е. Ф. Светланова, Национальным оркестром Франции и Мюнхенским камерным оркестром.

    Сотрудничал с такими музыкантами, как Валерий Гергиев, Теодор Курентзис, Юрий Симонов, Владимир Федосеев, Александр Лазарев, Эндрю Литтон, Константин Орбелян, Александр Поляничко, Алан Бурибаев, Джонатан Дарлингтон, Павел Коган, Владимир Зива, Денис Мацуев, Элисо Вирсаладзе, Фредерик Кемпф, Алексей Любимов, Александр Кобрин, Екатерина Мечетина, Вадим Холоденко, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин, Борис Андрианов, Александр Бузлов и др.

    В 2010 году вместе с пианистом Андреем Шибко выпустил на лейбле Delos альбом Opera Fantasies («Оперные фантазии»), а в 2017-м – альбом со скрипичными сонатами Грига, записанный с пианистом Филиппом Копачевским. С 2002 года – солист Московской государственной филармонии, с 2008-го преподает на кафедре скрипки Московской консерватории.

  • Борис Андрианов

    Известный российский виолончелист, выступающий на крупнейших сценах мира и самых престижных фестивалях. Регулярно гастролируя за рубежом, музыкант придаёт особое значение выступлениям в России, будь то крупные культурные центры, малые города или отдаленные поселки, где прежде никогда не проводились концерты; является лидером и активным участником ряда международных и национальных проектов, ставящих целью развитие отечественной музыкальной жизни, в частности в регионах страны. Подобные проекты неизменно пользуются огромным успехом, в них наряду с Борисом Андриановым принимают участие артисты с международной известностью из разных стран. Борис Андрианов родился в 1976 году в Москве. Окончил МССМШ имени Гнесиных (класс Веры Бириной), Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Наталии Шаховской) и Высшую школу музыки имени Ханса Айслера в Берлине (класс профессора Давида Герингаса). Победитель международных конкурсов в Загребе (имени Антонио Янигро), Йоханнесбурге, Ганновере (Classiсa Nova имени Д. Д. Шостаковича, в дуэте с Алексеем Гориболем), Париже (конкурс Мстислава Ростроповича), Южной Корее (имени Исан Юна). Лауреат XI Международного конкурса имени П. И. Чайковского и молодежной премии «Триумф». Заслуженный артист России (2016). Выступает с ведущими оркестрами и дирижёрами, среди которых Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Юрий Симонов, Павел Коган, Кшиштоф Пендерецкий, Александр Ведерников, Джанандреа Нозеда, Дмитрий Лисс, Роман Кофман, Василий Петренко, Штефан Владар, Дмитрий Юровский, Александр Сладковский. Среди партнёров музыканта по камерному ансамблю – Юрий Башмет, Менахем Пресслер, Акико Суванаи, Жанин Янсен, Юлиан Рахлин, Итамар Голан, Денис Мацуев, Сергей Накаряков, Вадим Репин, Максим Венгеров, Алексей Любимов, Татьяна Гринденко и другие. Участвовал в Шведском Королевском фестивале, фестивалях в Людвигсбурге и Шлезвиг-Гольштейне (Германия), Эдинбурге (Шотландия), Дубровнике (Хорватия), Кольмаре (Франция), Давосе (Швейцария), Иркутске («Звезды на Байкале»), Транссибирском Арт-фестивале и др. Постоянный участник московского фестиваля камерной музыки «Возвращение». Организатор и руководитель всероссийского проекта «Поколение звезд» (Премия Правительства РФ в области культуры, 2009). Автор идеи и арт-директор международных фестивалей в Москве. Художественный руководитель фестиваля «Музыкальная экспедиция», основанного во Владимирской области и ежегодно расширяющего географию (в 2021 году фестиваль охватил шесть регионов России, включая Удмуртию, Вологодскую и Новосибирскую области, Крым и Камчатку). Борис Андрианов активно сотрудничает с современными композиторами, неоднократно представлял премьеры новых сочинений, в том числе Гии Канчели, Кшиштофа Пендерецкого, Ефрема Подгайца, Майкла Беркли, Ришара Дюбюньона, Александра Розенблата, Джованни Соллимы, Вангелиса, Алексея Рыбникова, Павла Карманова, Самюэля Струка, Алексея Шора и других авторов. В дискографии артиста – совместный альбом с гитаристом Дмитрием Илларионовым, выпущенный фирмой Delos (вошел в лонг-лист номинантов премии «Грэмми» в разделе «камерный ансамбль», 2003); сонаты Шостаковича и Рахманинова с пианистом Рэмом Урасиным (в сентябре 2007 года отмечены как лучший камерный диск месяца британским музыкальным журналом Gramophone); сонаты для виолы да гамба и клавесина И. С. Баха в транскрипции для виолончели и баяна, записанные с Юрием Медяником («Мелодия», 2015). В 2020–2021 гг. выпущены «Вариации на тему рококо» Чайковского с ГСО Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского (Sony Classics), Виолончельный концерт Габриэля Прокофьева с Уральским академическим симфоническим оркестром под управлением Алексея Богорада (мировая премьера записи) и альбом «Джазовые отражения сюит Баха» с Леонидом и Николаем Винцкевичами, а также записаны все сюиты для виолончели соло И. С. Баха. С 2009 года преподает в Московской консерватории. Играет на инструменте работы Карло Бергонци из Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов.

  • Продолжительность

    1 отделение 40 минут, 2 отделение 35 минут
  • Программа

    I отделение

    Хачатурян
    Концерт для скрипки с оркестром ре минор
    Allegro con fermezza
    Andante sostenuto
    Allegro vivace

    II отделение

    Хачатурян
    Концерт-рапсодия для виолончели с оркестром ре минор

    «Танец с саблями» из музыки балета «Гаянэ»

    Адажио из музыки балета «Спартак»

    Вальс из музыки к драме М. Лермонтова «Маскарад»

    В программе возможны изменения

Подписывайтесь, чтобы получать последние новости и специальные предложения, которые будут доставляться прямо в ваш почтовый ящик.