25 марта 2023
Венская механика
-
Продолжительность
2 отделения по 50 минут -
Программа
Бетховен
Вариации на тему графа Вальдштейна до мажор, WoO 67
Эберль
Соната фа мажор, op. 7 №2
Дусик
Соната си-бемоль мажор, op. 67 №3
Шуберт
Соната си-бемоль мажор, D. 617
Гуммель
Ноктюрн, тема и вариации фа минор, op. 99
Кулау
Адажио ля-бемоль мажор и рондо до минор, op. 124
В программе возможны изменения
Ольга Мартынова и Николай Мартынов, клавир
На рубеже XVIII-XIX веков, во время начала погружения искусства в глубины человеческой личности и рассвета романтизма в живописи, литературе, а вслед за ними и в музыке, бурно развивавшееся дело фортепианных мастеров существовало в руслах двух типов механики инструментов. Одним из этих типов была так называемая лондонская механика. Другим – венская механика.
Эти два словосочетания применимы не только к фортепиано, но и к композиторским стилям, причём в более широком смысле, чем может показаться на первый взгляд. Отличия в строении инструментов, даже обладающих одним и тем же типом механики, диктовали способы переноса идей на бумагу и в дальнейшем подход к исполнению так же, как различные языки и диалекты заставляют говорящего подстраивать речевой аппарат и мысли под правила и ограничения для того, чтобы выразиться наиболее точным образом.
Большинство композиторов, чьи сочинения представлены в программе, постоянно пользовались инструментами с венским типом механики. Не страдающие от отсутствия внимания Людвиг ван Бетховен и его почитатель Франц Шуберт, пожалуй, не нуждаются в представлении. Что касается остальных имен – несмотря на меньшую популярность по сравнению с их современниками, захватившими концертные залы и завладевшими вниманием слушателей наших дней, это были выдающиеся творцы; точность их музыкальных высказываний не подлежит сомнению, а влияние сложно переоценить, если немного углубиться в контекст эпохи. Так, ученик Вольфганга Амадея Моцарта, друг его семьи Антон Эберль своими выступлениями, фортепианными концертами и симфониями успешно соперничал с молодым Бетховеном. Иоганн Непомук Гуммель, еще один ученик и преданный поклонник Моцарта, вдохновлял своими сочинениями Шуберта, Шумана и Шопена. Стилистически опередивший свое время, но парадоксальным образом практически не нашедший продолжения в романтизме Ян Ладислав Дусик, автор тридцати четырех сонат для фортепиано, прямо повлиял на расширение диапазона клавиатуры инструментов. А Фридрих Кулау, оставив Германию, чтобы спастись от Наполеоновских войн, не в последнюю очередь благодаря этому поступку стал значительной фигурой в датской музыке первой половины 19 века.
Большая часть произведений в программе написана в классических формах, которые, уже завоевав любовь музыкантов и простых слушателей благодаря композиторам 18 в., в творчестве романтиков переживали новый расцвет, видоизменяясь, усложняясь и бросая новые вызовы техническим возможностям исполнителей. Формат «для фортепиано в четыре руки» (в нем творил каждый из представленных авторов), изначально предназначенный для домашнего музицирования, не отставал от своих сольных и оркестровых родственников и в сиянии разгоравшегося романтизма обретал все большую глубину и концертный блеск, что и будет продемонстрировано в концерте – с помощью инструментов, сердцем которых является венская механика.
Ольга Мартынова и Николай Мартынов будут играть на инструментах:
хаммерклавир Neupert – копия клавира Dulcken (диапазон 6 октав),
хаммерклавир мастера П. Макналти по модели Walter & Sohn 1805 года (диапазон 6 октав).
-
Ольга Мартынова
Ольга Мартынова – блистательная клавесинистка, солистка оркестра Pratum Integrum, одна из основательниц российской клавесинной школы, воспитавшая целую плеяду ярких исполнителей. Выступая как солистка и на клавесине, и на молоточковом фортепиано, она покоряет публику и тонким выбором репертуара, и удивительной, запоминающейся и свежей манерой исполнения. В прессе, говоря о ее интерпретациях, восхищаются «виртуозностью и фантазией» (итальянский журнал Musica), «tremendous technique» (ca-sd.net), «тончайшей отделкой деталей» (немецкий журнал Toccata). Ее исполнительская карьера началась вскоре после окончания Московской консерватории и Школы Бобиньи в Париже. В дуэте с Павлом Сербиным она стала лауреатом конкурсов фан Вассенара и Премио Бонпорти, дала множество концертов в Европе. В 2003 г. в России появился Pratum Integrum, первый полносоставный оркестр, играющий на старинных инструментах, и Ольга Мартынова прошла с ним путь от никому неизвестного коллектива до оркестра, собирающего полные залы, представляющего свою страну в международных программах (Год Нидерландов – России, 2013), участвующего в крупнейших фестивалях Европы (в том числе – Oude Musik в Утрехте, Musica Antiqua в Брюгге, Tage alter Musik в Регенсбурге). С этим оркестром она более десяти лет выступает как солистка, разделяя страстное увлечение редким репертуаром, свойственное этому коллективу. Так, помимо концертов Баха и его сыновей, помимо знаменитых концертов венских классиков, она представила публике сочинения Платти и Шобера, Вёльфля и Фодора, Бортнянского и Гесслера. Параллельно Ольга выступала с сольными и камерными концертами в лучших залах Москвы, в том числе – с такими музыкантами, как Алексей Любимов, Иван Монигетти, Альфредо Бернардини, Дмитрий Синьковский. Горячий отклик вызвали и ее выступления в Европе – в Регенсбурге и Гааге, в Херне (фестиваль ARD 2013). Огромным успехом в Европе пользуются и ее записи, выполненные на российско-голландском лейбле Caro Mitis. Так, запись Английских сюит Баха получила Prelude Classical Music Award, запись клавирных сонат Иоганна Кристиана Баха была представлена немецким журналом Токката в рубрике «Диск месяца», а также получила оценку 5 звезд в итальянском журнале Musica. Большую популярность принес ей и необычный альбом, который она назвала Everything you wanted to know about harpsichord, but were afraid to ask. «I would have jumped to cover this SACD just from its wonderful title even if I didn't own a harpsichord myself», – писал критик Audiophile Audition John Sanier. Ольга Мартынова преподает в двух лучших музыкальных учреждениях России – школе имени Гнесиных и Московской консерватории. Она – одна из тех, благодаря кому в нашей стране клавесин снова стал известен и любим, а исполнение на нем поднялось на новую высоту. Эффект ее преподавания был, например, таков, что в 2010-м году три ее ученицы, Мария Успенская, Александра Непомнящая и Ольга Пащенко, стали лауреатами крупнейших клавесинных конкурсов в Москве, Брюгге и Лейпциге. Как бы отвечая на эти победы, председатель жюри конкурса в Лейпциге Роберт Хилл заявил о том, что самые интересные и свежие идеи клавесинного исполнительства идут из России. Это происходит во многом благодаря Ольге Мартыновой, вдумчивому педагогу и изумительному мастеру клавирного искусства. -
Николай Мартынов
Николай Мартынов – клавесинист, пианист и исполнитель на исторических фортепиано. Родился в Москве в 1996 г. Окончил МССМШ им. Гнесиных по классу фортепиано Т. И. Воробьевой в 2014 г., продолжил обучение на Факультете исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории у Я. Ю. Кацнельсона (фортепиано), О. В. Мартыновой (клавесин), А. Б. Любимова (хаммерклавир); получил степень магистра как исполнитель на исторических фортепиано в Амстердамской консерватории в 2021 г. (класс О. Пащенко). Выступал в залах Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Казани, а также в Амстердаме, Утрехте и Белостоке. Сотрудничает с барочным оркестром Pratum Integrum, камерным оркестром «Виртуозы Москвы», ансамблями L’esprit du Vent и Les Moscovites. Репертуар Николая включает в себя музыку различных жанров от эпохи барокко до современности: партии бассо континуо в барочных кантатах и операх, произведения для солирующего клавесина, сонаты и трио Гайдна и Бетховена, редко исполняемые произведения для фортепиано Я. Л. Дусика, Я. Н. Гуммеля, К. М. фон Вебера, сольную и камерную музыку Мендельсона, Шумана, Брамса, Дебюсси, Рахманинова, а также отдельные произведения Э. Денисова, Ф. Гласса, Д. Лэнга, Т. Хосокавы. Музыку барокко, классицизма и раннего романтизма музыкант предпочитает исполнять на инструментах, соответствующих эпохе того или иного произведения.
-
Продолжительность
2 отделения по 50 минут -
Программа
Бетховен
Вариации на тему графа Вальдштейна до мажор, WoO 67
Эберль
Соната фа мажор, op. 7 №2
Дусик
Соната си-бемоль мажор, op. 67 №3
Шуберт
Соната си-бемоль мажор, D. 617
Гуммель
Ноктюрн, тема и вариации фа минор, op. 99
Кулау
Адажио ля-бемоль мажор и рондо до минор, op. 124
В программе возможны изменения