Top.Mail.Ru
25 апреля 2024
  • 19:00
  • Четверг
  • Большой зал

И.С. Бах «Страсти по Марку»
Оркестр Pratum Integrum
Вокальный ансамбль Intrada
Дирижёр – Йорн Бойзен

  • Продолжительность

    120 минут без антракта


Солисты:
Диляра Идрисова, сопрано
Михаил Нор, тенор
Игорь Подоплелов, бас

Анастасия Бондарева, альт

Бах обращался к жанру пассионов по крайней мере 10 раз, создавая различные версии «Страстей» по Иоанну, Матфею и Марку, сочиняя арии для анонимных «Страстей по Луке». Партитура «Страстей по Марку» утеряна, но большая часть музыки сохранилась в других произведениях Баха – таких, как Траурная ода (BWV 198) и Кантата BWV 54. До нас дошло и либретто, написанное знаменитым лейпцигским поэтом Пикандером. Иными словами, материалов сохранилось довольно много, они интересны и музыкально привлекательны, поэтому попытки восстановить «Страсти по Марку» неоднократно предпринимались с 1960 годов.

Основная трудность, возникающая в ходе реконструкции, – речитативы: они безвозвратно утрачены, поэтому их либо заимствуют из других сочинений, либо пишут заново. Йорн Бойзен, сделавший свою версию «Страстей по Марку» по просьбе фонда Musica Antica da Camera, выбрал второй путь, потому что барочный композитор ни за что не стал бы переносить речитатив из одного сочинения в другое. В интервью газете «Играем с начала» он заметил: «На самом деле никто не знает, как писать барочные речитативы. Я много прочитал по методике их сочинения, <…> по риторике, по философии и эстетике, [тут] даже книга рецептов XVIII века может очень помочь! Важно проникнуть внутрь эпохи, говорить и мыслить как человек барокко, чтобы стать «барочным композитором».  До сих пор он горд своей работой и счастлив видеть, что эта музыка находит отклик.

  • Оркестр Pratum Integrum

    Оркестр Pratum Integrum, играющий на исторических инструментах, был основан в Москве в 2003 и вскоре заслужил репутацию неординарного, высокопрофессионального коллектива, любящего ураганные темпы и живые интерпретации. Его название переводится с латыни как «некошеный луг»: это метафора, подразумевающая репертуар XVII–XVIII веков, в котором до сих пор еще много неизвестных, но редких по красоте сочинений. За годы существования оркестра музыканты впервые представили российской публике более 200 произведений самых разных жанров, в их числе – концерты и сюиты Телемана, симфонии Березовского, Тица и Розетти, Страсти по Марку Баха–Бойзена, Страсти по Иоанну Георга Гебеля. Оркестр выступал с крупнейшими мастерами исторического исполнительства – Т. Пинноком, П. Нойманом, А. Бернардини, С. Кермес, С. Мингардо, К. Руссе и другими. Записал 17 альбомов на лейблах Caro Mitis и Euridice, многие из них получили высокие оценки в журналах Diapason, Toccata, Le Monde de la Musique. Альбом с сюитами Телемана был награжден премией Preis der Deutschen Schallplattenkritik (2011). Pratum Integrum гастролирует по России (от Петербурга до Уфы) и за рубежом. В 2013 при поддержке Министерства культуры РФ состоялось несколько гастрольных поездок оркестра в Нидерланды, в частности – выступление на фестивале Oude Muziek в Утрехте. На средства гранта Президента Российской Федерации оркестр записал ряд сочинений для коллекции видеозаписей «Русская музыка XVIII века».
  • Вокальный ансамбль Intrada

    Вокальный ансамбль INTRADA под руководством Екатерины Антоненко – московский коллектив нового поколения, чьи выступления отличает не только высокий профессиональный уровень, но и узнаваемый исполнительский стиль. В 2019 и 2021 годах ансамбль признан «коллективом года» по версии газеты «Музыкальное обозрение».

    Intrada регулярно сотрудничает с ведущими коллективами и музыкантами, такими как Камерный ансамбль «Солисты Москвы» и Юрий Башмет, Российский национальный молодёжный симфонический оркестр, Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан и Александр Сладковский, Lе Poème Harmonique и Венсан Дюместр, Il Giardino Armonico и Джованни Антонини, The Tallis Scholars и Питер Филлипс, VOCES8, I Fagiolini и Роберт Холлингворт, «Оркестр Века Просвещения», Фридер Берниус, Стивен Лэйтон, Ханс-Кристоф Радеман и др. Коллектив неоднократно принимал участие в «Декабрьских вечерах Святослава Рихтера» в ГМИИ им. А. С. Пушкина.

    Вокальный ансамбль Intrada с успехом представлял нашу страну на европейских музыкальных фестивалях, таких как Дрезденский культурный форум (2015), Дрезденский музыкальный фестиваль (2017, 2019), Musikfest Erzgebirge (2016), концертная серия немецкого радио «Культура» в легендарном замке Вартбург (2018), Фестиваль в Лаузице (2019), Live From London (2021), Штутгартский музыкальный фестиваль (2021). В 2022 году коллектив дебютировал на сцене Берлинской филармонии.

    Изначально специализируясь на исполнении старинной музыки, ансамбль постепенно расширял свой репертуар, зарекомендовав себя как один из наиболее универсальных певческих коллективов.

    Важное направление деятельности ансамбля – возрождение музыки русского барокко. INTRADA в сотрудничестве с ведущими российскими музыковедами впервые исполняет сочинения Василия Титова, Василия Гусева, Герасима Завадовского и др.

    Вокальный ансамбль Intrada осуществляет премьеры сочинений XX-XXI веков, среди них российские премьеры сочинений Стива Райха, Дэвида Лэнга, Джулии Вольф, Майкла Гордона, Кэролайн Шо, Мередит Монк и др. В 2014 году Екатерина Антоненко и Питер Филлипс выступили инициаторами проведения в Москве фестиваля памяти сэра Джона Тавенера: на заключительном концерте фестиваля в Большом зале Московской консерватории состоялось второе в мире исполнение Requiem Fragments Тавенера при участии The Tallis Scholars, Intrada и Юлии Лежневой. Коллектив является первым исполнителем сочинений Клауса Ланга, Алексея Сысоева, Ивана Муди и др.

    В 2021 вокальный ансамбль Intrada стал лауреатом I степени Международной премии за лучшую аудиозапись произведений российской академической музыки «Чистый звук».
  • Продолжительность

    120 минут без антракта
Подписывайтесь, чтобы получать последние новости и специальные предложения, которые будут доставляться прямо в ваш почтовый ящик.