Top.Mail.Ru
28 февраля 2023
  • 20:00
  • Вторник
  • Большой зал

Малер. Симфония №9
Новосибирский академический
симфонический оркестр
Дирижёр – Димитрис Ботинис

  • Продолжительность

    90 минут без антракта
  • Программа

    Малер
    Симфония №9 ре мажор
    Andante comodo
    Im Tempo eines gemächlichen Ländlers. Etwas täppisch und sehr derb
    Rondo-Burleske: Allegro assai. Sehr trotzig
    Adagio. Sehr langsam und noch zurückhaltend
    В программе возможны изменения


Новый авторский цикл Зала Зарядье #малер позволит зрителям в течение одного концертного сезона услышать все симфонии этого величайшего симфониста. Каждую симфонию будет исполнять один из лучших столичных или региональных оркестров. Важно, что ни один коллектив и дирижёр в цикле не повторяется. 

Каждый концерт предваряет лекция о произведении, культурном контексте и времени, в которое оно было написано.

***

Девятая симфония – последняя завершённая симфония Малера – создавалась летом 1908 и 1909 годов. Приступая к работе, композитор испытывал суеверный страх, ведь для Бетховена и Брукнера их Девятая стала последней. «Она идёт тоже в Ре! и меньше всего – в мажоре», – вспоминали слова композитора о Девятой симфонии Бетховена современники. 
Малер не решился присвоить своей симфонии «проклятый» номер, назвав её «Песнь о Земле». Можно сказать, что это была попытка смертельно больного композитора обмануть судьбу. Но, увы, следующая (десятая по счёту) симфония, ставшая официально Девятой, сыграла свою «роковую роль». Десятую он окончить не успел. Малер скончался 18 мая 1911 года.

В Девятой симфонии четыре части, но её структура далека от классических канонов. Вопреки традиции, первая часть и финал – медленные, а драматическим центром является не первая часть (и даже не финал), а третья часть. О первой части композитор Альбан Берг писал, что это – «лучшее, что написал Малер. Это – выражение неслыханной любви к земле, страстное желание жить на ней в мире, ещё и ещё раз до глубочайшей глубины насладиться ею, природой – пока не придёт смерть. Ибо она неудержимо приближается». 

Премьера симфонии состоялась уже после смерти композитора, 26 июня 1912 года в Вене под управлением его ученика, дирижёра Бруно Вальтера. «Мир лежал перед ним в мягком свете прощания», – вспоминал о последних годах жизни композитора дирижёр. 

  • Новосибирский академический симфонический оркестр

    Новосибирский академический симфонический оркестр давно завоевал известность за пределами Сибири, стал культурным достоянием не только Новосибирска, сибирского региона, но и России в целом. Оркестр прошел большой творческий путь и, по многочисленным отзывам выдающихся музыкантов, критиков и публики как в стране, так и за рубежом, сумел завоевать лидирующее место в иерархии симфонических оркестров России. Согласно составленному экспертами рейтингу, опубликованному в национальной газете «Музыкальное обозрение», № 12, 2012 год, Новосибирский симфонический оркестр назван в числе топ-коллективов России и включён в первую группу наряду с лучшими оркестрами Москвы и Санкт-Петербурга. Коллектив, созданный в 1956 г. народным артистом СССР, профессором Арнольдом Кацем и руководимый им до его кончины в январе 2007, в 1982 получил звание «Академический», побывал в больших и малых городах СНГ, неоднократно участвовал в международных музыкальных фестивалях, в том числе: «Русская зима», «Рождественские вечера» (Москва), «Белые ночи» (Ленинград), фестиваль русской музыки в Вене, «Мартовские дни» (Болгария), фестиваль музыки Бернстайна (Новосибирск, Ленинград, Москва), фестиваль слушания «Ухо» (Эрланген, Германия), фестиваль классической музыки (Канны, Франция), Дрезденский музыкальный фестиваль, Дни Иберийской музыки (Испания), Фестиваль фортепианного искусства (Франция), Фестиваль В. Спивакова (Кольмар) и др.

  • Димитрис Ботинис

    Родился в Москве в семье известного греческого дирижёра Димитриса Ботиниса-старшего, у которого брал первые уроки дирижирования. Учился в консерватории г. Патры (Греция) которую окончил как скрипач. Искусство дирижирования постигал под руководством профессора Юрия Симонова – на мастер-классах в Венгрии, затем в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, которую окончил с отличием. В 19 лет стал победителем и обладателем всех специальных призов Международного конкурса симфонических дирижёров им. А. Педротти (Италия, 2006), в 2011-м в Москве завоевал I премию первого Всероссийского музыкального конкурса по специальности оперно-симфоническое дирижирования.
    С сентября 2022 года – художественный руководитель и главный дирижёр Новосибирского академического симфонического оркестра.
    С 2015 по 2022 год был главным дирижёром Академического симфонического оркестра Северо-Кавказской государственной филармонии им. В. И. Сафонова. С 2022 года является главным приглашённым дирижёром оркестра.
    C 2011 по 2021 год работал ассистентом главного дирижёра Академического симфонического оркестра Московской филармонии Юрия Симонова. С 2021 года является дирижёром оркестра.
    С 2011 по 2016 принимал участие в международном фестивале «Музыкальный Олимп». В 2012 состоялся дебют дирижёра с оркестром Мариинского театра и началось сотрудничество с Санкт- Петербургским Домом музыки. Маэстро сотрудничает с ведущими российскими коллективами, среди которых Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, Национальный филармонический оркестр России, Российский национальный оркестр, Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», Уральский академический филармонический оркестр, Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан.
    Гастролировал в Германии, Италии, Испании, Польше, Эстонии, Южной Корее, Греции, на Кипре. По заказу Баварского радио записал с Бамбергским симфоническим оркестром произведения русских композиторов. В 2021 стал лауреатом премии Президента РФ для молодых деятелей культуры за вклад в развитие традиций российского музыкального искусства и просветительскую деятельность.
  • Продолжительность

    90 минут без антракта
  • Программа

    Малер
    Симфония №9 ре мажор
    Andante comodo
    Im Tempo eines gemächlichen Ländlers. Etwas täppisch und sehr derb
    Rondo-Burleske: Allegro assai. Sehr trotzig
    Adagio. Sehr langsam und noch zurückhaltend
    В программе возможны изменения
Подписывайтесь, чтобы получать последние новости и специальные предложения, которые будут доставляться прямо в ваш почтовый ящик.