Top.Mail.Ru
29 марта 2023
  • 19:00
  • Среда
  • Большой зал

Оркестр MUSICA VIVA
Вокальный ансамбль INTRADA
Дирижёр – Александр Рудин

  • Продолжительность

    2 отделения по 40 минут
  • Программа

    Мендельсон
    Псалом 91 Denn er hat seinen Engeln befohlen, MWV B 53

    Псалом 2 Warum toben die Heiden, MWV B 41

    Псалом 115 Non nobis domine для солистов, хора и оркестра, Op. 31

    Кантата Verleih uns Frieden/Da nobis pacem, Domine, WoO 5

    Шуман
    Симфония №2 до мажор, Op. 61

    В программе возможны изменения
  • Программка


Дарья Хрисанова, сопрано
Михаил Нор, тенор
Владимир Красов, бас

Феликс Мендельсон-Бартольди был на год старше Роберта Шумана. Композиторов связывали не только время, но также тесная дружба и творческие отношения. Шуман превозносил Мендельсона в своих критических заметках, Мендельсон, в 1835 ставший дирижёром лейпцигского оркестра Гевандхауза, исполнял произведения Шумана. Когда Мендельсон в 1843 году основал консерваторию в Лейпциге, его друг занял в ней место профессора композиции.

В Первом отделении концерта прозвучат духовные сочинения Мендельсона. Внук известного философа Моисея Мендельсона, сын берлинского банкира, Феликс Мендельсон-Бартольди был крещён в лютеранстве в семь лет. В 12 начал сочинять псалмы и фуги на темы хоралов и оставался религиозным человеком до конца своих дней. В духовных сочинениях композитора соединились его любовь к барочным формам и лютеранскому хоралу, традиции классицизма и романтическое восприятие мира.

Во Втором отделении будет исполнена Вторая симфония Шумана, которую первым представил публике именно Феликс Мендельсон-Бартольди за пультом оркестра Гевандхауза. Вторую симфонию Шуман сочинял в период душевного кризиса, из которого он выходил с помощью творчества. Однако «дух борьбы», которым проникнуто сочинение, касался не внутренних переживаний композитора, а идеи борьбы как таковой. Шуман задумал симфонию как масштабное полотно в героическом духе, продолжающее традиции Бетховена.
  • MUSICA VIVA

    История оркестра ведёт отсчёт с 1978 года, когда скрипач и дирижёр Виктор Корначев основал ансамбль из 9 человек, молодых энтузиастов, недавних выпускников Московских музыкальных вузов. В 1988 году ансамбль, к тому моменту выросший в оркестр, возглавил Александр Рудин, который и придумал имя Musica Viva (живая музыка - лат.). Под его руководством оркестр достиг высокого уровня исполнительского мастерства, войдя в число ведущих оркестров России.

    Сегодня Musica Viva — это уникальный творческий почерк и универсальность. Оркестр феноменально ориентируется в исполнении музыки самых разных стилей и жанров. В программах оркестра есть общепризнанные шедевры, но значительную часть составляют музыкальные редкости. Коллектив, владеющий многими исполнительскими стилями, всегда стремится максимально приблизиться к изначальному облику произведения, подчас уже неразличимому за плотными наслоениями исполнительских штампов. Квинтэссенцией творческих проектов оркестра стал особый концертный цикл в Московской филармонии – «Шедевры и премьеры», в котором музыкальные шедевры предстают в первозданном великолепии, а извлечённые из небытия музыкальные раритеты становятся подлинными открытиями.

    Большое место в репертуаре оркестра занимает исполнение незаслуженно забытых произведений: в исполнении оркестра впервые в России прозвучали сочинения Генделя, сыновей И.С. Баха, Чимарозы, Диттерсдорфа, Дюссека, Плейеля, Триклира, Фолькмана, Козловского, Фомина, Виельгорского, Алябьева, Дегтярева и многих других. Широкий стилевой диапазон оркестра позволяет коллективу на равно высоком уровне исполнять как музыкальные раритеты, так и произведения современных композиторов. В разные годы Musica Viva осуществил премьеры сочинений В. Артёмова, А. Пярта, А. Саллинена, В. Сильвестрова, А. Маноцкова, А.Головина, С.Ахунова, и других.

    В течение последнего десятилетия Musica Viva успешно осуществляет крупные проекты – оперы в концертном исполнении и оратории с участием выдающихся зарубежных певцов и дирижёров. Под руководством Александра Рудина в Москве были исполнены мессы и оратории Гайдна «Сотворение мира» и «Времена года», оперы: «Идоменей» Моцарта, «Оберон» Вебера, «Фиделио» Бетховена, «Орфей и Эвридика» Глюка (в парижской редакции 1774 г.), Реквием Шумана, оратории «Торжествующая Юдифь» Вивальди, «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярёва, «Павел» Мендельсона. Впервые в России были исполнены кантата Генделя «Аполлон и Дафна» и его серената «Ацис, Галатея и Полифем», а также серената «Марк Антоний и Клеопатра» и оратория «Паломники ко Гробу Господню» Хассе. В сотрудничестве с британским маэстро Кристофером Мулдсом осуществлены российские премьеры опер Генделя «Орландо», «Ариодант» и оратории «Геркулес». В рамках Генделевского фестиваля, который состоялся в Москве в Концертном зале им. Чайковского в сентябре 2021 г. Musica viva исполнила ораторию «Теодора» (дирижёр – Александр Рудин) и Псалом Dixit Dominus (дирижёр – Андреас Шперинг) с международным составом солистов и вокальным ансамблем INTRADA.

    Погружение в материалы той или иной эпохи привело к ряду почти археологических музыкальных находок. Так появился цикл «Серебряная классика. Его основу составила музыка, не вошедшая в «золотой» репертуарный фонд. В рамках этого цикла проходила молодёжная программа, представляющая лауреатов европейских международных конкурсов, а также ежегодные «Виолончельные ассамблеи», в которых маэстро Рудин приглашает своих коллег-виолончелистов.

    Уникальный цикл «Парижские и Лондонские симфонии Й.Гайдна и концерты» состоялся в Камерном зале Московского международного Дома музыки с 2018 - 2021 г.г. Шаг за шагом открывался почерк гениального композитора в его поздний период (1790 г.г.). Попутно московская публика знакомилась с новыми именами молодых талантливых солистов. В сезоне 2022-23 открывается цикл «Йозеф Гайдн. Буря и натиск», в котором Оркестр продолжит открывать слушателям Симфонии композитора 70-х годов 18 века.

    Musica Viva привлекает к сотрудничеству крупнейших музыкантов мира, в их числе Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Кристиан Тецлафф, Томас Цетмайр, Владимир Юровский, Андраш Адориан, Роберт Левин, Андреас Штайер, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, Иван Монигетти, Николай Луганский, Борис Березовский, Алексей Любимов, Джулиано Карминьола, Изабель Фауст, Руль Дильтинс, примадонны мировой оперной сцены: Джойс ДиДонато, Анник Массис, Вивика Жено, Дебора Йорк, Сюзан Грэм, Малена Эрнман, Стефани д`Устрак, Хибла Герзмава, Юлия Лежнева и др. С оркестром выступал всемирно известный хор Collegium Vocale, (Гент, Бельгия) и Государственный хор «Латвия».

    Musica Viva – постоянный участник международных музыкальных фестивалей, в том числе неоднократно принимал участие в знаменитом La folle journee («Безумные дни») (Нант, Франция). С 2019 года Musica viva – ежегодный участник фестиваля «Безумные дни в Екатеринбурге», который стал российским фестивалем-спутником La folle journee. Оркестр гастролировал в Германии, Франции, Нидерландах, Италии, Испании, Бельгии, Японии, Латвии, Чехии, Словении, Финляндии, Турции, Индии, на Тайване. Ежегодно гастролирует в регионах России.

    В области звукозаписи оркестром выпущено несколько десятков дисков на различных фирмах. Золотой коллекцией можно назвать записи оркестра с маэстро А.Рудиным в качестве солиста: Виолончельные концерты Ж.-Б.Триклира (Cello Classics), Концерт для виолончели Н.Мясковского (Cello Classics), Виолончельные концерты Хассе, К.Ф.Э.Баха, Хертеля (Chandos), получившие восторженные отзывы международных критиков. «Григ-альбом» знакомит слушателей с А.Рудиным – не только дирижером и виолончелистом, но и мастером оркестровки. На диске представлены камерные сочинения Эдварда Грига в оригинальной оркестровой версии А.Рудина. Также особый интерес представляют диски из произведений А.Алябьева, М.Глинки, Дворжака (Fuga Libera, Бельгия), Семьи Черепниных (Olympia) также live-альбомы – записи 3-й Симфонии Бетховена и Концерта для виолончели с оркестром А.Крафта (Мелодия), 1-й и 6-й симфоний Бетховена из Большого зала консерватории (Fuga libera). В 2019 г. фирма Naxos выпустила альбом Симфоний И. Стамица, в 2020 Тройной и Скрипичный концерты Бетховена с Дмитрием Синьковским (скрипка), Алексеем Любимовым (историческое фортепиано), Александром Рудиным (виолончель, дирижёр) (Note 1 music gmbh, Heidelberg). В 2022 Naxos выпускает новый альбом из произведений А.Крафта и Б.Ромберга для дуэта виолончелей (Александр Рудин и Эмин Мартиросян), при участии Musica Viva.

  • INTRADA

    Вокальный ансамбль INTRADA под руководством Екатерины Антоненко – московский коллектив нового поколения, чьи выступления отличает не только высокий профессиональный уровень, но и узнаваемый исполнительский стиль. В 2019 и 2021 годах ансамбль признан «коллективом года» по версии газеты «Музыкальное обозрение».

    INTRADA регулярно сотрудничает с ведущими коллективами и музыкантами, такими как Камерный ансамбль «Солисты Москвы» и Юрий Башмет, Российский национальный молодёжный симфонический оркестр, Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан и Александр Сладковский, Lе Poème Harmonique и Венсан Дюместр, Il Giardino Armonico и Джованни Антонини, The Tallis Scholars и Питер Филлипс, VOCES8, I Fagiolini и Роберт Холлингворт, «Оркестр Века Просвещения», Фридер Берниус, Стивен Лэйтон, Ханс-Кристоф Радеман и др. Коллектив неоднократно принимал участие в «Декабрьских вечерах Святослава Рихтера» в ГМИИ им. А. С. Пушкина.

    Вокальный ансамбль INTRADA с успехом представлял нашу страну на европейских музыкальных фестивалях, таких как Дрезденский культурный форум (2015), Дрезденский музыкальный фестиваль (2017, 2019), Musikfest Erzgebirge (2016), концертная серия немецкого радио «Культура» в легендарном замке Вартбург (2018), Фестиваль в Лаузице (2019), Live From London (2021), Штутгартский музыкальный фестиваль (2021). В 2022 году коллектив дебютировал на сцене Берлинской филармонии.

    Изначально специализируясь на исполнении старинной музыки, ансамбль постепенно расширял свой репертуар, зарекомендовав себя как один из наиболее универсальных певческих коллективов.

    Важное направление деятельности ансамбля – возрождение музыки русского барокко. INTRADA в сотрудничестве с ведущими российскими музыковедами впервые исполняет сочинения Василия Титова, Василия Гусева, Герасима Завадовского и др.

    Вокальный ансамбль INTRADA осуществляет премьеры сочинений XX-XXI веков, среди них российские премьеры сочинений Стива Райха, Дэвида Лэнга, Джулии Вольф, Майкла Гордона, Кэролайн Шо, Мередит Монк и др. В 2014 году Екатерина Антоненко и Питер Филлипс выступили инициаторами проведения в Москве фестиваля памяти сэра Джона Тавенера: на заключительном концерте фестиваля в Большом зале Московской консерватории состоялось второе в мире исполнение Requiem Fragments Тавенера при участии The Tallis Scholars, INTRADA и Юлии Лежневой. Коллектив является первым исполнителем сочинений Клауса Ланга, Алексея Сысоева, Ивана Муди и др.

    В 2021 вокальный ансамбль INTRADA стал лауреатом I степени Международной премии за лучшую аудиозапись произведений российской академической музыки «Чистый звук».

  • Нор Михаил

    Родился в 1994 году в семье музыкантов. С раннего детства пел в церковном хоре, в 14 лет стал регентом. В 2014 году окончил дирижёрско-хоровое отделение Академического музыкального колледжа при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и продолжил обучение в консерватории на дирижёрском факультете, затем на вокальном. В 2014 году принимал участие в концерте под управлением американского дирижёра Майкла Шасбергера в рамках I Международного хорового конгресса. В 2015–2017 гг. – дирижёр хора МГУ имени М. В. Ломоносова. Приглашённый солист хора Московской консерватории и хора МГУ. С 2016 года – артист вокального ансамбля Intradaпод руководством Екатерины Антоненко. В составе ансамбля участвовал в Международном конгрессе хоровых дирижёров в Париже, Фестивале в Рудных горах (Германия, 2016), Дрезденском музыкальном фестивале (Германия, 2017). Выступает также с программами камерной музыки. Сотрудничает с ансамблем Collegium Musicum под руководством Олега Романенко в проекте «Все кантаты Баха» (к 500-летию Реформации), в частности в 2016–2020 гг. исполнил теноровые партии более чем в 20 кантатах. В 2017 году участвовал в мировой премьере оперы «Ариадна» Монтеверди, исполнив партию Рыбака (реконструкция Эндрю Лоуренс-Кинга на Малой сцене Детского музыкального театра имени Н. И. Сац).
  • Хрисанова Дарья

    Родилась в Москве. В 2015 году окончила дирижёрско-хоровой факультет Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. В 2019 года поступила на Факультет повышения квалификации МГК по специальности «искусство оперного пения» (класс профессора Клары Кадинской). В студенческие годы стала солисткой вокального ансамбля Intrada под управлением Екатерины Антоненко и приглашенной певицей ансамбля Questa Musica под управлением Филиппа Чижевского. Принимала участие в концертах с участием Владимира Юровского, Теодора Курентзиса, Питера Филлипса, Венcана Дюместра, Петера Ноймана, Фридера Берниуса и других дирижёров, в мастер-классе Деборы Йорк. С 2015 года участвует в концертах и спектаклях Большого театра (Бетховеновский зал), Электротеатра «Станиславский». Артистка Московского театра оперетты. Исполняла сольные партии в сочинениях кантатно-ораториального жанра, таких как «Магнификат» И. С. Баха, кантата Weg! verdammtes Sündenleben Граупнера,Te Deum Мендельсона, «Пропевень о проросли мировой» Бориса Филановского, в камерной опере «Немая» Ольги Бочихиной.
  • Владимир Красов

    Родился в 1987 году в Волгограде.Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Бориса Куликова). Лауреат всероссийских и международных конкурсов. Кандидат искусствоведения, автор научных статей и учебно-методических пособий по вопросам современного хорового искусства. Доцент кафедры дирижирования академическим хором, художественный руководитель и дирижёр хора студентов Государственного музыкально-педагогического института имени М. М. Ипполитова-Иванова. С 2021 года преподает также на военно-дирижёрской кафедре Военного университета Министерства обороны Российской Федерации. С 2010 года – солист Вокального ансамбля Intrada (художественный руководитель – Екатерина Антоненко). Участвовал в мировой премьере «Рождественской оратории» митрополита Илариона (Алфеева) в США (2007); в мастер-классах Австрийской барочной академии в Гмундене (2012); в презентации хора musicAeternaпод руководством Теодора Курентзиса в Перми (2012). Изучал исполнительскую практику различных эпох и старинную хореографию. В 2013 году стажировался в Большом театре России, затем работал в Госкапелле России под руководством Валерия Полянского. Сотрудничает с Международной академией старинной музыки Opera Omnia под руководством Эндрю Лоуренс-Кинга. Принимал участие в мировой премьере оперы Стефано Ланди «Смерть Орфея» (2013) и российской премьере его же оперы «Святой Алексий» (2019) в Детском музыкальном театре имени Н. И. Сац. Участвовал в мастер-классе солистки миланского театра Ла Скала, профессора Консерватории имени Никколо Пиччини в Бари Сары Аллегретты (2016); в фестивале к 150-летию со дня рождения Россини в Мольфетте (2018); в Х Международной академии молодых композиторов в г. Чайковский (2020); в проекте «Все кантаты Баха с Романом Насоновым» ансамбля Collegium Musicum под руководством Олега Романенко. Особое место в репертуаре Владимира Красова занимает музыка современных авторов, в том числе оперный сериал «Сверлийцы» Дмитрия Курляндского, Бориса Филановского, Алексея Сюмака, Сергея Невского, Алексея Сысоева, Владимира Раннева (2014–2019), кантата (The Song of Songs) Алексея Сысоева (2017), оратория «Пропевень о проросли мировой» Бориса Филановского (2018), оперы «Отпечатки» Анны Поспеловой (2019) и «Книга Серафима» Александра Белоусова (2020). Сотрудничал с ведущими дирижёрами, среди которых Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Михаил Плетнёв, Александр Рудин, Анатолий Левин, Валерий Халилов, Александр Соловьёв, Федерико Мария Сарделли, Стефано Монтанари, Хельмут Риллинг, Теодор Курентзис, Питер Филлипс, Фридер Берниус.
  • Продолжительность

    2 отделения по 40 минут
  • Программа

    Мендельсон
    Псалом 91 Denn er hat seinen Engeln befohlen, MWV B 53

    Псалом 2 Warum toben die Heiden, MWV B 41

    Псалом 115 Non nobis domine для солистов, хора и оркестра, Op. 31

    Кантата Verleih uns Frieden/Da nobis pacem, Domine, WoO 5

    Шуман
    Симфония №2 до мажор, Op. 61

    В программе возможны изменения
  • Программка
Подписывайтесь, чтобы получать последние новости и специальные предложения, которые будут доставляться прямо в ваш почтовый ящик.