Шуберт. Месса № 6
-
Продолжительность
I отделение – 35 минут, II отделение – 55 минут -
Программа
Бетховен
Симфония № 4 си-бемоль мажор, op. 60
Шуберт
Месса № 6 для солистов, хора и оркестра ми-бемоль мажор, D 950
Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова
Капелла России имени А. А. Юрлова
Дирижёр – Александр Соловьёв
Солисты:
Анастасия Сорокина, сопрано
Полина Шамаева, меццо-сопрано
Василий Гурылёв, тенор
Ярослав Абаимов, тенор
Константин Федотов, бас
До начала концерта музыковед, пианист, кандидат искусствоведения Александр Великовский расскажет об истории создания и содержании последней мессы Ф. Шуберта, созданной композитором за полгода до смерти. Регистрация на лекцию доступна для слушателей, которые приобрели билет на концерт.
-
Анастасия Сорокина
Родилась в городе Актюбинск (Казахстан). Окончила факультет иностранных языков и регионоведения Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Выпускница Центра оперного пения имени Г.П. Вишневской (класс Заслуженной артистки РФ Маквалы Касрашвили). Лауреат Международного музыкального фестиваля «Волшебные звезды Праги» (Прага, 2014), оперного конкурса New Opera World (Москва, 2017), Всероссийского конкурса вокалистов имени Наталии Шпиллер «Шедевры русской музыки» (Москва, 2017). В 2012 году в рамках стажировки в городе Безансон (Франция) исполнила партию Дианы в опере «Актеон» Шарпантье.
В 2018 году принята в оперную труппу Государственного Большого театра России. В сезоне 2018/2019 дебютировала в партиях Деспины («Так поступают все»), Прилепы («Пиковая дама»), Фраскиты («Кармен»), Бригитты («Иоланта»), Кунигунды («Кандид»), Мадам Кортезе («Путешествие в Реймс»), Мюзетты («Богема»), Лесной нимфы («Русалка»), Голоса с неба («Дон Карлос»). На гастролях Большого театра в Шанхае исполнила партию Марфы в опере «Царская невеста».
В сезоне 2019/2020 дебютировала в партиях Царевны-Лебедь («Сказка о царе Салтане»), Белинды («Дидона и Эней»), также участвовала в балетной постановке «Парижское веселье» на музыку Оффенбаха. В сезоне 2020/2021 дебютировала в партии Герды («История Кая и Герды»), Ксении («Борис Годунов») и Лидочки («Москва-Черемушки»). В сезоне 2021/2022 дебютировала в партиях Церлины («Дон Жуан») и Александры («Идиот»). В сезоне 2022/2023 исполнила в премьерном блоке партию Геро («Беатриче и Бенедикт»). Сотрудничала с такими дирижёрами, как Кристофер Мулдс, Кэри-Линн Уилсон, Паоло Кариньяни, Жюльен Салемкур, Владимир Спиваков, Туган Сохиев, Антон Гришанин, Константин Чудовский, Артём Абашев, Филипп Чижевский, Дмитрий Крюков, Филипп Селиванов, Алексей Верещагин, Айрат Кашаев, Александр Анисимов, Алексей Асланов, Александр Соловьёв, Феликс Коробов, Андрей Лебедев, Павел Клиничев, Тимур Зангиев, Алексей Богорад, Роман Денисов.
-
Полина Шамаева
Солистка Московского театра «Новая Опера» имени Е. В.Колобова и Венгерского государственного оперного театра в Будапеште, приглашённая солистка Михайловского театра и Новосибирского театра оперы и балета. Победительница и обладатель приза зрительских симпатий пятого сезона телепроекта «Большая опера» на телеканале «Культура» (2017) и лауреат премии «Онегин» в номинации «Фаворит» (2021).
Окончила Академию хорового искусства имени В. С. Попова по двум специальностям: «Хоровое дирижирование» (2011) и «Сольное пение» (2016). Выступала в Большом театре России, Концертном зале имени Чайковского, залах Московской консерватории и Московского международного Дома музыки, в Государственном Кремлёвском Дворце, Дворце музыки в Афинах, Симфоническом зале Осаки, в концертном зале Минато Мирай в Йокогаме, Венгерской государственной опере, Аудиторио-де-Тенерифе на Канарских островах, зале Стравинского в Монтрё, зале «Редута» в Братиславе и др.
Принимала участие в фестивалях в Рейнгау (Германия), в Кольмаре (Франция), на Канарских островах, Московском Пасхальном фестивале Валерия Гергиева, Concordia имени Софии Губайдулиной (Казань), фестивале «Владимир Спиваков приглашает» в различных регионах России и др. Сотрудничала с такими выдающимися дирижёрами, как Валерий Гергиев, Владимир Спиваков, Владимир Юровский, Владимир Федосеев, Михаил Плетнёв, Александр Сладковский, Томас Зандерлинг, Андрес Мустонен и другие.
Принимала участие в записях опер «Евгений Онегин» П. Чайковского (Няня, дирижёр – Владимир Спиваков) и «Свадебка» Стравинского (Мать, дирижёр – Геннадий Дмитряк), «Всенощного бдения» Рахманинова (дирижёр – Лев Конторович), Реквиема Моцарта (дирижёр — Олег Романенко) и Реквиема Слонимского (дирижёр – Лев Конторович).
В репертуаре певицы – более 20 оперных партий, среди которых Кармен в одноименной опере Бизе, Любаша в «Царской невесте» Римского-Корсакова, Ольга в «Евгении Онегине» П. Чайковского, Фенена в «Набукко» Верди, Маддалена в «Риголетто» Верди, Марина Мнишек в «Борисе Годунове» Мусоргского и др., партии в произведениях кантатно-ораториального жанра, более 200 романсов и песен.
-
Василий Гурылёв
В 2016 году окончил Академию хорового искусства имени В.С. Попова в классе профессора Светланы Нестеренко.
В составе хора Академии выступал под управлением таких дирижёров, как Кристиан Тилеманн, Ян Латам-Кёниг, Курт Мазур, Владимир Спиваков, Михаил Плетнёв, Альберто Дзедда. Гастролировал в качестве солиста хора в Японии и странах Европы. Участвовал в фестивалях «Дни России в Марокко» (2012), Oldenburger Promenade (Германия, 2015).
В качестве приглашённого солиста в 2015 году дебютировал на сцене «Новой Оперы» в «Саломее» Штрауса. В 2019 принят в труппу театра «Новой Оперы». Работал с такими режиссёрами, как Юрий Александров, Василий Бархатов, Алла Сигалова, Ханс Фрай, Алексей Вэйро и другими.
-
Ярослав Абаимов
Обучался в Академии хорового искусства им. В.С. Попова у доцента Алексея Гавдуша в классе хорового дирижирования и у профессора Светланы Нестеренко в классе сольного пения. Участник мастер-классов Глории Боррелли и Джандоменико Бизи (Консерватория Неаполя), Джорджа Дардена (Метрополитен-опера, Нью-Йорк) в «Международной школе вокального мастерства».
С 2010 – солист московского театра «Новая Опера» имени Е.В. Колобова. С 2015 – приглашённый солист театра Райзопера в Нидерландах. Дебютировал в партии Надира («Искатели жемчуга» Бизе), в феврале 2016 года исполнил партию Феррандо («Так поступают все женщины» Моцарта). В 2015 дебютировал на Исторической сцене Большого театра России в партии Юродивого («Борис Годунов» Мусоргского). В 2018 исполнил партию Графа Альмавивы в премьерных представлениях оперы «Севильский цирюльник» Россини. В 2020 исполнил партию Надира в премьерных представлениях оперы «Искатели жемчуга» Бизе. В 2021 исполнил партию Тамино в представлениях оперы «Волшебная флейта» Моцарта. В 2022 — партию Шарля в спектакле «Линда ди Шамуни» Доницетти.
В 2017 дебютировал в Opera national de Lorraine (Нанси, Франция) в партии Звездочёта в опере Римского-Корсакова «Золотой петушок». В 2018 году принял участие в гастролях театра «Новая Опера» в Grange Park Opera (Уэст-Хорсли, Великобритания), исполнив партию Геккерна в премьерной постановке оперы Боярского «Пушкин». В 2022 года принимал участие в открытии сезона театра Ла Скала, где исполнил партию Юродивого в опере Мусоргского «Борис Годунов».
-
Константин Федотов
Окончил Чебоксарское музыкальное училище имени Ф. П. Павлова в классе Агриппины Ивановой, затем Академию хорового искусства имени В. С. Попова и ассистентуру-стажировку в классе профессора Светланы Нестеренко и Екатерины Лёхиной.
Участник образовательной программы Фестиваля Ильдара Абдразакова (Казань, 2019), молодёжного образовательно-творческого проекта «Оперный класс» (Москва, 2020), фестиваля Динары Алиевой Opera Art (Москва, 2023). Обладатель премии В. С. Попова (Москва, 2020).
Победитель IV Всероссийского музыкального конкурса (Ханты-Мансийск, 2022). Лауреат международных конкурсов вокального искусства Лидии Абрамовой Bella voce (Москва, 2019), «Русский бас» (Москва, 2019). Финалист VIII Международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской (Москва, 2021) и XVII Международного конкурса имени П. И. Чайковского (Санкт-Петербург, 2023).
С 2022 года является солистом Московского театра «Новая Опера» имени Е. В. Колобова. Сотрудничал с такими дирижёрами, как Денис Власенко, Ариф Дадашев, Дмитрий Корчак, Милтос Логиадис, Александр Самоилэ, Даниэле Скуэо, Сергей Скрипка, Александр Сладковский, Арсентий Ткаченко, Константин Чудовский и другими.
-
Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова
Один из старейших художественных коллективов Москвы. Предыстория коллектива восходит к 1900 году, когда регент Иван Юхов организовал в Мытищах семейный хоровой ансамбль.
В январе 1919 коллектив стал первым государственным хором. В 1958 на должность руководителя был назначен Александр Юрлов. Хор сотрудничал с Дмитрием Шостаковичем и Георгием Свиридовым, стал первым исполнителем сочинений Владимира Рубина, Родиона Щедрина. Преемниками Юрлова стали Юрий Ухов и Станислав Гусев. С 2004 Капеллу возглавляет Народный артист России Геннадий Дмитряк. Репертуар хора включает произведения самых разнообразных жанров русской и западноевропейской музыки
-
Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова
Первое выступление Госоркестра России имени Е.Ф. Светланова состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.
В разные годы Госоркестром руководили выдающиеся музыканты – Александр Гаук, Натан Рахлин, Константин Иванов, Евгений Светланов, Владимир Юровский, Василий Петренко. В 2005 году коллективу было присвоено имя Е.Ф. Светланова. За дирижёрским пультом коллектива стояли Валерий Гергиев, Николай Голованов, Шарль Дютуа, Курт Зандерлинг, Кирилл Кондрашин, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Геннадий Рождественский, Мстислав Ростропович, Игорь Стравинский, Юрий Темирканов и другие. С оркестром выступали знаменитые музыканты, в числе которых Ирина Архипова, Пласидо Доминго, Елена Образцова, Дмитрий Хворостовский, Борис Березовский, Эмиль Гилельс, Ван Клиберн, Святослав Рихтер, Леонид Коган, Давид Ойстрах, Юрий Башмет, Наталия Гутман и многи другие.
Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр представляет русское искусство во всех уголках земного шара, его дискография насчитывает сотни грампластинок и компакт-дисков, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья. Госоркестр регулярно осуществляет мировые и российские премьеры.
-
Александр Соловьёв
В 1998 году окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных как хоровой дирижёр, в 2000 году – ассистентуру-стажировку у Владимира Семенюка, а в 2006 году – ассистентуру-стажировку по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» у Владимира Федосеева. В 1998–2006 годах обучался у Арнольда Каца. Победитель Международного конкурса дирижёров имени Д. Митропулоса в Афинах (Греция, 2010). С 1995 по 2010 – второй дирижёр Московского государственного академического камерного хора под управлением В. Минина.
С 2001 по 2020 преподавал на кафедре хорового дирижирования РАМ имени Гнесиных (с 2008 года – доцент), с 2011 по 2020 – на кафедре оперно-симфонического дирижирования. В 2011–2014 годах руководил симфоническим оркестром РАМ. Сотрудничал с Центром оперного пения Г. Вишневской. С 2011 по 2020 был дирижёром Большого театра России и Молодёжной программы ГАБТ.
В 2020 занял пост главного дирижёра Михайловского театра, в 2022 назначен музыкальным руководителем и главным дирижёром театра. Председатель экспертного совета и член жюри Национальной оперной премии «Онегин». Профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Римского-Корсакова. Сотрудничал с дирижёрами Владимиром Федосеевым, Владимиром Спиваковым, Михаилом Плетнёвым, Василием Синайским, Марчелло Виотти, Фабио Луизи, Эвелино Пидо, Энрике Мацолла, певцами Евгением Нестеренко, Зурабом Соткилавой, Ириной Архиповой, Маквалой Касрашвили, Марией Гулегиной, Хиблой Герзмава, Ильдаром Абдразаковым, Томасом Алленом, Лео Нуччи, пианистами Николаем Луганским, Денисом Мацуев, Александром Гиндиным, виолончелистом Александром Раммом, скрипачом Айленом Притчиным и другими. Выступал с Национальным филармоническим оркестром России, Государственным академическим симфоническим оркестром им. Е.Ф. Светланова, Российским национальным оркестром, Большим симфоническим оркестром им. П.И. Чайковского, оркестром «Новая Россия», Московским государственным академическим симфоническим оркестром, камерным оркестром «Виртуозы Москвы», Оркестром Пражского радио, Филармоническим оркестром им. А. Тосканини (Парма), Orchestra of Colours (Афины), Симфоническим оркестром Дома музыки в Порту.
-
Продолжительность
I отделение – 35 минут, II отделение – 55 минут -
Программа
Бетховен
Симфония № 4 си-бемоль мажор, op. 60
Шуберт
Месса № 6 для солистов, хора и оркестра ми-бемоль мажор, D 950