Top.Mail.Ru
19 марта 2023
  • 18:00
  • Воскресенье
  • Малый зал

Лекция. Макс Регер

Лектор – Роман Насонов

Сегодня, 19 марта, исполняется 150 лет со дня рождения Макса Регера, выдающегося немецкого композитора, пианиста, органиста, дирижёра, педагога и теоретика. Регер прожил всего 43 года, но оставил значительное творческое наследие, важнейшее место в котором занимают произведения для органа. В рамках Органного фестиваля «Зарядье» мы чествуем Макса Регера, продолжателя традиций И.С. Баха в органной музыке.

Сегодня в Большом зале прозвучит одно из самых значительных его сочинений – Псалом 100 для хора, солистов и оркестра.

В Малом зале музыковед Роман Насонов выступит с лекцией, посвящённой этому шедевру и творчеству композитора в целом. 

«Почему так просто понять музыку Макса Регера?

В своей статье «Почему музыку Регера так трудно понять?» маститый немецкий музыковед Карл Дальхаус авторитетно утверждает: «…в отличие от музыки Малера или Берга, музыка Регера оставляет у слушателей, понявших мало или не понявших ничего, чувство – столь же отчетливое, сколь и неприятное, – что они ничего не поняли. Письмо Регера запутанно, при этом в нем отсутствует тот яркий тематизм и мелодизм, который, находясь в центре внимания, позволяет воспринимать сложности исключительно как фон. Воздействие гармонии также противоречиво: с одной стороны, стремительная смена аккордов провоцирует на колористическое слушание, но с другой – чопорный характер музыки и отсутствие блестящей инструментовки препятствуют этому, и, добросовестно пытаясь постичь музыкальную логику – что, однако же, обречено на провал, ибо гармонические явления сменяют друг друга чересчур быстро, – ощущаешь себя бессильным постичь ее. Регер – тот композитор, который отказывает слушателю в твердой опоре, и если бы только в одном из «параметров» языка: мелодике, гармонии или ритме».

Что здесь не так? И как нам сегодня понять и полюбить музыку немецкого композитора, олицетворяющего поздний романтизм наряду со своими современниками, Малером и Р. Штраусом?.. На эти вопросы ответит музыковед Роман Насонов.

  • Роман Насонов

    Родился в 1971 году в Воронеже. Окончил Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (1990), теоретико-композиторский факультет (1994) и аспирантуру Московской консерватории, защитив кандидатскую диссертацию (1996) на тему: «“Универсальная музургия” Афанасия Кирхера. Музыкальная наука в контексте музыкальной практики раннего Барокко» (науч­ные руководители — профессор М. А. Са­по­нов и профессор Ю. Н. Холопов). С 1996 года преподаёт на кафедре истории зарубежной музыки историко-теоретического (ныне научно-­композиторского) факультета Московской консерватории, с 1998 года преподаёт также на кафедре литературно-художественной критики и публицистики факультета журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.
Подписывайтесь, чтобы получать последние новости и специальные предложения, которые будут доставляться прямо в ваш почтовый ящик.