Top.Mail.Ru
Концерт онлайн
11 апреля 2024
  • 20:00
  • Четверг
  • Большой зал

И.С. Бах «Страсти по Матфею»
Оркестр и хор musicAeterna
Дирижёр – Теодор Курентзис

  • Продолжительность

    1 отделение 65 минут; 2 отделение 95 минут
  • Программа

    И.С. Бах
    Оратория «Страсти по Матфею», BWV 244

    В программе возможны изменения

Детский хор «Весна» им. А.С. Пономарева

Сейчас сложно представить, что «Страсти по Матфею» Иоганна Себастьяна Баха – этот краеугольный камень всей европейской музыки XVIII–XXI веков – двадцатилетнему Феликсу Мендельсону пришлось открывать заново в 1829 году. В родном лейпцигском соборе Св. Фомы «Страсти» исполнялись не только при жизни Баха, но и ещё полвека, до 1800 года. Общеевропейскую, а затем всемирную известность этот шедевр обрёл благодаря романтикам – в то время, когда принципы организации музыки и сами инструменты эпохи барокко канули, как тогда казалось, в Лету. «Страсти по Матфею» (а за ними Месса си минор и другие сочинения Баха) оказались способны преодолеть стилевой, технологический и мировоззренческий разрыв и заговорить с людьми нового времени на их языке. С тех пор каждая эпоха по-своему понимала и интерпретировала эту духовную ораторию. С укреплением движения исторически информированного исполнительства «Страсти» были заново открыты в их более или менее первозданном виде. И всё же, процесс изучения композиторского замысла, поиска новых способов его постижения и восприятия продолжается до сих пор.

«Страсти по Матфею» (как и другие пассионы) предназначаются для исполнения в храме в Страстную Пятницу и «пересказывают» события, изложенные в главах 26 и 27 Евангелия от Матфея: от Тайной вечери до положения Иисуса во гроб. Оратория длится около трёх часов и разделена на две части, между которыми во времена Баха звучала проповедь настоятеля. Церковное пространство диктовало выбор исполнительских сил: два небольших оркестра разного состава, два смешанных хора и хор мальчиков, две группы солистов располагались флангами вокруг большого органа, создавая стереоскопический эффект.

Текст оратории представляет собой компиляцию отрывков из Евангелия, духовной поэзии XVII–XVIII веков разных авторов и собственных стихов соратника и друга Баха Кристиана Фридриха Хенрици, с которым композитор работал на протяжении двадцати лет. Структура сочинения многосложна. «Страсти» открываются и закрываются большими хоровыми «порталами». Повествование ведётся в речитативах Евангелиста, реплики «действующих лиц» (свидетелей, Пилата, его жены, Иуды, учеников) исполняют солисты и хор turba, Голос Иисуса в речитативах всегда звучит в сопровождении струнной группы оркестра. За каждым поворотом событий следует ария – поэтический комментарий, простые четырёхголосные хоралы подытоживают ход событий и разделы формы (во времена Баха предполагалось, что известные мелодии будет петь конгрегация).

Музыка «Страстей по Матфею» объемлет весь композиторский арсенал Баха, а также весь содержательный компендиум немецкого барокко с его лютеранской сосредоточенностью на личном переживании евангельских текстов и веры как таковой. Сложнейшие контрапункты и простая гармония хоралов, насыщенная мотивная символика и пронзительные мелодии арий, тонкое использование оркестровых тембров (где, к примеру, продольные и поперечные флейты, гобои и гобои да качча выражают разные душевные состояния) и мощные тутти, в которых все исполнительские силы соединяются, не теряя каждая своей особой роли – в музыке «Страстей по Матфею» духовное, интеллектуальное и эмоциональное начала неразделимы. В частности, поэтому расшифровка бесчисленных загадок этого великого произведения и внимательное вслушивание в него занимают весь мир на протяжении трёх веков.

  • Продолжительность

    1 отделение 65 минут; 2 отделение 95 минут
  • Программа

    И.С. Бах
    Оратория «Страсти по Матфею», BWV 244

    В программе возможны изменения

Подписывайтесь, чтобы получать последние новости и специальные предложения, которые будут доставляться прямо в ваш почтовый ящик.